ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА
о Школе Народного Искусства, основанной императрицей Александрой Федоровной в г. Санкт-Петербурге

   

Александра Федоровна Романова, последняя русская императрица, осуществляла широкую благотворительную деятельность, в том числе с помощью Женского Императорского Патриотического Общества. Среди учреждений этого общества числилась Школа Народных ремесел, основательницей которой считалась Александра Федоровна. С 12 октября 1912 года официальным названием учебного заведения становится "Школа Народного Искусства", а с декабря 1913 года название меняется на "Школа Народного Искусства ея Великой Государыни Императрицы Александры Федоровны". Учебное заведение просуществовало 6 лет.
   

Главной причиной основания Школы Народного Искусства явился ощущаемый в то время недостаток "в знающих свое дело и художественно образованных мастерицах-инструкторшах по разнообразным отраслям кустарной художественной промышленности" (извлечение из "Временных правил" Школы Народного Искусства). Здесь необходимо сделать маленькую историческую сноску. Со второй половины Х1Х века общественность и государство российское стали всячески поддерживать и развивать народное искусство. Большую роль в возрождении, сохранении и развитии народных ремесел сыграла деятельность С.Т. Морозова, С.Т. Мамонтова, выдающихся представителей русской художественной интеллигенции: Поленовых, Васнецовых, С. Малютина и др. Значительную работу по поддержке народных промыслов выполняло русское земство организацией разнообразных кустарных мастерских и ремесленных училищ. 
   

Именно для них и готовила Школа Народного Искусства инструкторов (учителей) по различным видам народного декоративно-прикладного искусства. Подготовке опытных и профессионально знающих свое дело мастериц был подчинен весь учебный процесс: из 24 часов в неделю, непосредственно посвященных ремеслу, 22 часа приходились на практические занятия. Остальное время отводилось на рисование, беседы по общеобразовательным предметам, счетоводство, хоровое пение и гимнастику. 
   

Обучались в Школе Народного Искусства ученицы из самых разных губерний России. В 1912 году в Школе числилось 23 ученицы, из которых только одна - из г. Санкт-Петербурга. По окончании Школы выпускницы получали аттестат на звание мастерицы-художницы по изученным "производствам". Они умели проектировать и высокопрофессионально исполнять изделия народных ремесел, а также учить этому других. Школа Народного Искусства имела печать с изображением Государственного Герба и являлась профессиональным учебным заведением.

 

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕМЕСЕЛ

   

Московская школа художественных ремесел начала свою образовательную деятельность в 1938 году. В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны работа школы временно приостанавливается, а в 1943 году решением Совета Народных Комиссаров возобновляется. С самого начала деятельность школы была направлена на подготовку специалистов для предприятий народных художественных промыслов и ориентировалась на традиции народного декоративно-прикладного искусства Российской Федерации и отечественной художественной педагогики. 
   

В 1987 году Московская школа художественных ремесел инициирует обучение художников в области традиционного прикладного искусства с применением новых методов обучения и обновленным содержанием профессиональной подготовки. По ее примеру впоследствии подобная подготовка была введена в других учебных заведениях народных художественных промыслов России. Учебное заведение продолжало свой профессионально-творческий рост. В 1992 году Московская школа художественных ремесел становится колледжем (с 1996 года – повышенного типа), а в 1997 году Министерство культуры Российской Федерации принимает решение о проведении на базе школы эксперимента по подготовке специалистов высшей квалификации в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Аттестационная комиссия рекомендовала использовать достижения преподавателей кафедры в системе повышения квалификации педагогических работников профессионального художественного образования и распространить их среди учебных заведений, ведущих подготовку в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. 
   

Уникальный опыт Московской школы художественных ремесел по подготовке художников традиционного прикладного искусства высшей квалификации в системе непрерывного образования отмечен Министерством образования Российской Федерации, которое в 2002 году выдало школе лицензию на право ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования. Московская школа художественных ремесел отличается высоким уровнем квалификации педагогических кадров. Руководит учебным заведением В.Ф. Максимович, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской Академии образования, заслуженный учитель школы России, член Союза художников, Союза дизайнеров, Международной федерации художников при ЮНЕСКО. За последние 5 лет в школе защищены докторские и кандидатские диссертации, готовятся к защите еще 6 научных исследований в области художественной педагогики. Среди преподавателей - 2 доктора наук, 11 кандидатов наук, 9 человек имеют почетные звания, почти 80% преподавателей являются членами различных творческих союзов (художников, дизайнеров и т.п.). Московская школа художественных ремесел является научно-методическим центром Министерства культуры Российской Федерации. Ее преподавателями разработаны авторские программы по специальностям 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 052300 «Декоративно-прикладное искусство» (специализации «Художественная вышивка», «Художественная роспись тканей», «Художественная роспись по металлу и папье-маше», «Ювелирное искусство»). Подавляющее большинство учебных программ созданы впервые в истории отечественной педагогики. Их отличает глубокая научная обоснованность, укорененность в этнопедагогике, творческое развитие художественно-эстетических и педагогических традиций, применение инновационных технологий обучения, теснейшая связь с требованиями современного социально-экономического и образовательного пространства России.    
   

Программы сопровождают методические пособия и разработки по всем предметам учебного плана, отвечающие основным положениям государственных образовательных стандартов в сфере среднего и высшего профессионального образования. Только за 2003 год преподавателями школы опубликованы около 20 методических пособий по рисунку, живописи, истории искусств, специальной композиции, истории народных художественных промыслов, этике и эстетике традиционного искусства, цветоведению, колористике, профессиональному мастерству по всем специализациям Московской школы художественных ремесел. Особо следует отметить уникальный опыт школы по возрождению московского письма как городского художественного ремесла (одного из видов русских художественных лаков) в условиях учебного заведения.   
   

На базе Московской школы художественных ремесел ежегодно проводится научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», в которой принимают активное участие преподаватели и административные работники различных образовательных учреждений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов стран ближнего и дальнего зарубежья, Российской Федерации. Учебно-методической документацией и научно-методическими разработками преподавателей Московской школы художественных ремесел пользуются учебные заведения государств ближнего зарубежья (Белоруссия, Киргизия) и многих регионов Российской Федерации: автономных образований (Бурятии, Карелии, Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Ямало-ненецкого округа, Якутии и др.), различных краев (Ставропольского, Краснодарского), областей (Архангельской, Екатеринбургской, Омской, Самарской), городов России (Белгорода, Брянска, Твери, Тюмени и др.). 
   

Московская школа художественных ремесел является ведущим образовательным учреждением, отвечающим за разработку государственного образовательного стандарта по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В.Ф. Максимович возглавляет Совет по непрерывному профессиональному образованию в области традиционного прикладного искусства Российской Академии образования. Три сотрудника представляют Московскую школу художественных ремесел в Учебно-методическом совете Министерства культуры Российской Федерации. Опытом работы учебного заведения В.Ф. Максимович делилась с коллегами на совещаниях, симпозиумах, семинарах в стране и за рубежом (гг. Амстердам, Зонненберг, Москва). Школу неоднократно посещали педагогические работники и сотрудники различных учреждений культуры из Венгрии, Германии, Японии и других стран.
   

Московская школа художественных ремесел ведет активную пропагандистскую и научно-просветительную деятельность по проблемам художественного образования в области традиционного прикладного искусства в стране и за рубежом. В настоящее время действует постоянная выставка в торговом представительстве РФ в Австрии (г. Вена). Школа регулярно принимает участие в международных и отечественных выставках: «Образование и карьера», «Ювелир-2000 (2001, 2002 и т.д.), «Интерштоф» (г. Франкфурт-на-Майне), «Ладья» и др.
   

Выпускники Московской школы художественных ремесел отличаются высоким уровнем профессионального мастерства, широким общекультурным и научным кругозором и пользуются постоянным спросом на рынке художественного труда и профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

© ВШНИ(И)

 

 

 

ИСТОРИЯ ФЕДОСКИНСКОГО ФИЛИАЛА ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ

 

Искусство русской лаковой миниатюры уходит корнями в глубь веков. Лаковая живопись один из прекрасных элементов художественной среды. Изделия, выполненные художниками миниатюристами Федоскино, отличаются мастерством тонкой кисти, поэтичностью образов, изяществом форм.

 

Село Федоскино по праву считается родиной русских лаков, оно расположено в 37км от Москвы в красивейшем месте на берегу реки Учи.

 

Федоскинская лаковая миниатюра ведёт своё начало от возникшей в 1795 году фабрики П.И. Коробова и насчитывает более двухсот лет своей истории.

 

В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к Петру Васильевичу Лукутину. При нём фабрика достигла своего расцвета. Пётр Лукутин и его сын Александр были не только хорошими промышленниками, но и подлинными любителями искусства.

 

Понимая специфику художественного производства, они много хлопот и стараний приложили к созданию условий для развития творчества мастеров. Именно при них была создана первая рисовальная школа на 20 человек. Кроме того, несколько человек обучались в Москве в Строгановском училище.

 

В лукутинский период лаковая миниатюра достигла своего расцвета и получила широкое признание. Расширяется круг сюжетов, продукция поражает разнообразием форм. Шкатулки, коробочки изящны, совершенны в пропорциях и размерах.

 

Изделия украшались сюжетной росписью. Применялась так же декоративно-орнаментальная роспись под черепаху, шотландку, слоновую кость.

В 1904 году лукутинская фабрика закрылась. Бывшие лукутинские и вишняковские мастера в 1910 году организовали Федоскинскую трудовую артель. В артели работали такие мастера, как В. М. Большаков, 3. Т. Бурбышев, Н. П. Чыбин, И. С. Семёнов, В. И. Лавров. Наиболее известным видом федоскинской миниатюры того периода были жанровые композиции - традиционные «тройки», «чаепития», сцены из крестьянской и городской жизни.

 

По просьбе старых мастеров, в 1931 году в Федоскине была создана профессионально-техническая школа. В 40-х годах на промысел пришли молодые талантливые художники-выпускники этой школы. Многие из них станут ведущими мастерами, определяя своим творчеством расцвет федоскинского искусства.

 

Село Федоскино - родина русских художественных лаков. Именно здесь находится Федоскинское художественно-промышленное училище, которое является уникальной школой мастерства росписи по папье-маше, ростовской финифти и жостовской декоративной росписи подносов.

 

Федоскинское отделение старейшее в училище. Об этом свидетельствует история федоскинского производства, где сведения о школе соседствуют с первыми упоминаниями о промысле. Основанная, в Федоскине школа в 18 веке, просуществовала вплоть до начала 20 века, вновь же возродилась, как центр уникального искусства в 1931 году. В 1934 году были выпущены первые художники лаковой миниатюры.

 

В 1937 году на всемирной выставке в Париже, дипломные работы выпускников были награждены Дипломом выставки. Это был первый успех.

Федоскинское училище играет важную роль в сохранении русской традиционной народной культуры, оно объединяет три вида современного декоративного искусства. Здесь сложилась особая неповторимая система выразительных средств, овладеть которыми может только настоящий профессионал, прошедший большую и разностороннюю школу.

Уже с момента открытия в Федоскинской школе обучение практической работе сочеталось с академическими занятиями, что дает большую творческую свободу молодым мастерам-художникам.

 

Учащиеся в своих работах следуют традициям, сложившимся веками. Они могут изучать их по работам лучших творческих мастеров, не только тех, кто на протяжении десятилетий являлись их учителями и наставниками, - это Ветров И.Ф., Рогатов С.П., Монашов С. В., Ларишев Г.И., Фролов В. Н., Антонов В. Д., но и других, чьи работы хранятся в Музее училища, а так же в Музее Фабрики,

 

Единство училища и федоскинского производства давняя традиция этого художественного центра. Более глубоко раскрывает смысл этого единства высокий уровень художественного мастерства, с которым выполняются изделия лаковой миниатюры на протяжении 200 лет его истории. Преподаватели, которые являются работающими мастерами промысла, с любовью передают секреты своего мастерства творчески одаренной молодежи, работая с группами и индивидуально, раскрывают будущим миниатюристам художественные идеалы народных мастеров. Идут десятилетия, учебное заведение претерпело немало изменений, но сохранилось главное - обучение молодежи мастерству художника живописца.

Следует упомянуть что, все мастера работающие на промысле, ставшие всемирно известными, отмеченные высокими государственными наградами, являющиеся членами Союза Художников России, такие как Ларишев Г., Карапаев Ю., Солонинкин Н., Козлов С., Зотов Н., Рогатов С., Хомутинникова В., Рогатова М. прошли через классы этого знаменитого не только в России, но и за рубежом учебного заведения.

 

Здесь юные дарования получают не только уникальные профессии - художник-мастер лаковой миниатюрной живописи, художник-мастер росписи по финифти, но и полноценное художественное образование.

 

Юноши и девушки поступающие в училище должны иметь начальную художественную подготовку и огромное желание учиться именно в этом учебном заведении. Работа художника миниатюриста требует полной самоотдачи, большой внутренней сосредоточенности.

 

Знание основ изобразительного искусства помогают абитуриентам Федоскинского училища выдержать довольно сложные экзамены по специальным дисциплинам, необходимым для поступления - рисунку, живописи, композиции, русскому языку, литературе. Пройти собеседование, выдержать творческий конкурс - 5-6 человек на место.

Успешно сдав экзамен, будущие художники попадают в атмосферу творческого коллектива, где с самого начала учебного процесса в учащихся воспитывается умение осознавать явления природы в их единстве и многообразии.

 

Среди преподавателей училища есть Заслуженные Учителя России, члены Союза художников Р.Ф., Заслуженные художники Р.Ф., Заслуженные работники культуры Р.Ф.

Высококвалифицированные художники-педагоги, а также опытные мастера миниатюрной живописи, чьи работы находятся в лучших музеях и частных коллекциях, являются создателями уникальной программы по основам исполнительского мастерства. Это Кульгавов В. С., Щагин А.В., Евмененко И.А. и Антонов В.Д.

Антонов Виктор Данилович - Заслуженный художник Р.Ф. один из ведущих художников промысла многие годы посвятил работе с молодёжью. Прекрасный мастер миниатюрист, преподаватель Кульгавов B.C. всю жизнь отдавший промыслу и училищу и по сей день передает секреты своего мастерства молодёжи. Программа уникальна тем, что отвечает задачам современного искусства, сочетая в себе опыт народной педагогики, где обучение шло из-под руки мастера и академической системы образования. Эта программа позволяет вести учеников от простого к сложному, помогая постепенно овладеть техникой и приёмами письма, а в дальнейшем, решать более сложные творческие задачи, формируя мировоззрение художника.

Бесспорный интерес представляют программы по рисунку, живописи, композиции, материаловедению. Программы составлены опытными преподавателями, имеющими большой педагогический стаж, отмеченными высокими государственными наградами и почётными званиями. Звание «Заслуженный Художник Р.Ф.» присвоено Марчукову Николаю Георгиевичу, Фролову Виктору Николаевичу.

 

Автором программы «Материаловедение и спец-технология» является Сергей Васильевич Монашов Член Союза Художников Р.Ф., старейший преподаватель, участник выставок. Работы этого мастера живописца можно увидеть в лучших музеях страны.

 

Много сил и мастерства отдал промыслу художник и педагог, член Союза художников СССР, Народный художник РСФСР Ларишев Геннадий Иванович.

Училище сегодня это не только прекрасно оборудованные мастерские, большие светлые классы, великолепные методические пособия, это, прежде всего своеобразный творческий коллектив, богатый индивидуальностями, со своим отношением к коренным проблемам традиционного искусства.

 

Примечательная черта методики преподавания Заслуженного работника культуры РФ - Городилина Бориса Петровича, - это поэтическое открытие мира, стремление показать его красоту, поиск новизны содержания и композиционного решения, поиск новых технических приёмов.

 

Искусство Федоскино всегда было тесно связано с культурой своего времени, с жизнью всего русского общества, его бытовым укладом, историческими идеалами. Взаимосвязь между художественными промыслами России является основой программы «Народно-художественные промыслы» составленной Анисимовой Татьяной Ивановной. Она является соавтором интереснейшей программы «Миниатюрная живопись с натуры», основанной на разработках старейшего педагога училища Ветрова И.Ф.

 

Используя лучшие традиции мировой и русской реалистической школы, изучаемые в Федоскинском училище дисциплины взаимосвязаны между собой. К четвёртому курсу, молодые художники, пройдя сложный путь от орнаментального декорирования до выполнения копий сложной жанровой композиции, не только владеют основами миниатюрной живописи, стилистикой, техникой, технологией, но и способны решать более сложные творческие задачи.

 

Высокий уровень подготовки, яркий творческий потенциал являются отличительной чертой выпускников Федоскинского училища. Они участники бесчисленных художественных выставок на Родине и за рубежом. Многие из них, - это А. Ташлыков, Ю. Малозёмова, А. Бузинов, Е. Вавилов отмечены дипломами выставок.

Дипломом Союза Художников России награждены М. Зотова и Т. Фёдорова за участие во Всероссийской выставке «Молодые Художники России». Заслуга в этом педагогического коллектива единомышленников, которые, опираясь на реалистические традиции промысла, его связь с классической русской живописью постоянно работают над совершенствованием существующей системы обучения. Всё это даёт возможность выпускникам училища успешно выдерживать экзамены и конкурс в высшие учебные заведения страны.

Характер занятий, их последовательность, взаимосвязанность, опыт преподавателей играют важную роль в успешном выполнении программ.

Выставка дипломных работ это праздник. Именно здесь можно увидеть произведения всех отделений школы, и именно здесь решается будущее промыслов. Обстоятельно обсуждается вся работа ученика и тема, и разработка эскизов, и соответствие эскиза произведению, и техника исполнения.

 

2012г. -     ФЕДОСКИНСКИЙ ФИЛИАЛ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ  ЖИВОПИСИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Высшая школа народных искусств (институт)» 

         

История училища:

2009г. -     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                ФЕДОСКИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ 

1795г. - Основание первой в России фабрики изделий из папье-маше с художественной миниатюрной росписью. Основатель П.И. Коробов (1752-1819).

1818г. - Федоскинское производство возглавляет Петр Васильевич Лукутин (1784-        1863). При Лукутине была создана первая рисовальная школа на 20 человек.

1926г. — Создание первой коммунистической школы кустарного ученичества» которая готовила мастеров для Федоскино.

1931г. - Основание Федоскинской профтехшколы. Директор - Боков Михаил Андреевич.   

Федоскинская профтехшкола за 55 лет своего существования имела и другие названия.  Федоскинская профтехшкола живописцев. Федоскинская школа миниатюрной живописи.

1986г. - Преобразование Федоскинской школы миниатюрной живописи в Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи. Директор - Зверев Иван Ильич.

2009г. - директор Салтанов Михаил Алексеевич.

2012г - Федоскинское училище реорганизовано в Федоскинский филиал Высшей Школы Народных Искусств.